Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение
пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы
наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Родителям (законным представителям) из числа инвалидов и
иных маломобильных групп населения оказываются услуги информационного
характера:
1. через сайт
2. в форме обратной связи через электронную почту
http://alenaelinina@mail.ru
3. по телефону: 8 (3435)
91-22-14 (с 9.00-до 16.00 кроме выходных и праздничных дней)
Предоставление услуг на объекте:
Предоставление услуг в
дистанционном режиме -предоставление услуги возможно
Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому) -предоставление услуги возможно
В детском саду созданы все условия для
полноценного развития детей. Развивающая предметно - пространственная среда
(РППС) соответствует требованиям ФГОС ДО.
Работа всего персонала направлена на
создание:
комфорта, уюта, положительного
эмоционального климата для воспитанников.
Материально-техническое оснащение и
оборудование, пространственная организация среды МБДОУ детский сад
№26 соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
Условия труда и жизнедеятельности
детейсозданы в соответствии с требованиями охраны труда.
Развивающая предметно -
пространственная средаорганизована так,чтобы материалы и
оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны
детям и убирались ими на место самостоятельно,что дает возможность
обеспечивать в группах порядок и уют, а также создает стимул для развития
дошкольников в традиционных видах детской деятельности.
Материальная базапериодически
преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической,
творческой, интеллектуальной активности детей.
Все это позволяет педагогам организовывать работу по
сохранению и укреплению здоровья детей, созданию
положительного психологического климата в детских коллективах,
а также по всестороннему развитию каждого ребенка
Территория и помещения ДОУ оборудованы необходимым игровым и
развивающим оборудованием для реализации всех направлений образовательных
областей.
Созданы следующие условия:по
направлению "Физическое развитие":
физкультурный зал, спортивная
площадка, спортивный уголок на улице,
спортивные уголки в группах,
спортивный инвентарь в зале и в
группах.
по направлению "Познавательное развитие":
развивающая комната "Эко-STEM" с
необходимым дидактиеским оборудованием и методическими пособиями.
Медицинский блок:изолятор, медицинский кабинет.
Территория детского сада ограждена забором.
Детский сад имеет все виды
благоустройства:
водопровод,
канализацию,централизованное водяное отопление.
В помещении оборудованы:музыкальный
и спортинвый залы;
медицинский кабинет;
методический кабинетhttps://www.youtube.com/watch?v=3A9O0oTHySQ&feature=youtu.be-
виртуальная экскурсия,
кабинетызаведующей,
учителя-логопеда и психологаhttps://www.youtube.com/watch?v=PoPNJGHv96k&feature=youtu.be-
виртуальная экскурсия;
прачечная, пищеблок, групповые комнаты,приёмные.
На территории детского сада
оборудованы: прогулочные площадки для самостоятельной двигательной
активности детей и индивидуальных игр., экологическая тропа с такими видовыми
точками, как "Метеостанция", "Лаборатория",
"Цветник", "Лес", "Птичий дом",
"Водоем", "Огород", "Пасека", "Гостиница для
насекомых", "Тропа здоровья", "Дубовая аллея", "Сенсорная
площадка"и др.
Групповые комнаты.В
детском саду постоянно поддерживаются все условиядля оптимально –
результативной организации образовательного процесса.
Помещения групп детского сада
полностью оборудованы мебелью,соответствующей по параметрам возрасту
воспитанников,разнообразными игровыми и развивающими центрами.
Созданная с учетом возрастных
особенностей детейи современными требованиями, развивающая
пердеметно - пространственная средав группах формирует игровые навыки у
детей и способствует развитию личности дошкольника в целом.
Созданы игровые центры для
проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются центры
изодеятельностии театрализованной деятельности, музыкальные и
физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей.
Всё это позволяет успешно
решать педагогические задачи и создаёт все условия для физического,
эстетического и экологического воспитания.
Приемные имеют информационные
стенды для родителей,постоянно действующие выставки детского творчества.
Одним из важнейших
условийкоррекционного развития детейдошкольного возраста
является создание развивающей предметно - пространственной среды в учреждении,
которое развивает физически и
умственно.
РППСоформлена в соответствии с
возрастными,индивидуальными особенностями детей.
Педагоги постоянно пополняют,
периодически меняют элементы РППС с учётом возрастных особенностей
и индивидуальных возможностей детей.
Дети имеют свободу выбора вида
деятельности и удобного расположения в пространстве помещения по
интересам.
Музыкальный
и физкультурный зал .В нашем детском саду созданы условиядля
полноценной двигательной деятельности детей,формирования основных
двигательных умений и навыков,повышения функциональных возможностей
детского организма, развития физических качеств и способностей.
Для этого оборудован музыкальный и
физкультурный зал. Здесь проводятся музыкальные и физкультурные
занятия,гимнастика, праздники и развлечения.
Методический кабинет.В
методическом кабинете все обеспечено необходимым программно-методическим и
учебно-дидактическим материалом для организации воспитательно-образовательного
процессас дошкольниками.Имеется комьютер с доступом в интернет,
проектор, телевизор.
Кабинетучителя-логопеда
и педагога-психологаоснащен современными, экологически чистым учебным
и игровым материалом и пособиями, позволяющими успешно решать задачи ФГОС ДО и
использовать инновационные подходы в воспитательно-образовательной работе и
коррекционно-оздоровительной деятельности. Оборудован компьютером с доступом в
интернет, интерактивной доской, которые используются как для общеразвивающей
работы с дошкоьниками, так и для коррекцинной работы с детьми с ОВЗ и детьим -
инвалидами. Специалисты в своей работе активно используют электронный
образовательный ресурс "Мерсибо".
Медицинский кабинет.Одной
из главных задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья
детей.
Медсестра контролирует выполнение
режима,карантинных мероприятий, проводит лечебно-профилактическую работу
с детьми.
Ведется постоянный контроль за
освещением, температурным режимом в ДОУ, за питанием.
Медицинский блок состоит из
медицинского кабинета и изолятора.
Пищеблокоборудован
моечными ваннами, стеллажами для посуды,водонагревателем, контрольными
весами,электроплитой с духовым(жарочным) шкафом,
разделочными столами,шкафом для
хлеба, шкафом для посуды,холодильниками.
Имеются кладовые для
хранения продуктов питания.
Прачечнаяоборудована
стиральными машинами с автоматическим управлением,имеется гладильный стол,
электрический утюг.
О специальных
условиях питания
Требования к
организации питания детей в дошкольном учреждении закреплены и регулируются на
высшем законодательном уровне. Основным законодательным актом, регулирующим
требования к организации питания детей в дошкольном учреждении, является
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ СанПиН2.32.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения».
Одна из главных задач, решаемых в ДОУ – это обеспечение конституционного права
каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно
обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их
гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к
действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того,
правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические
навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение,
закладывает основы культуры питания.
В рацион питания ДОУ включены все основные группы продуктов – мясо, рыба,
молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар,
кондитерские изделия, хлеб, крупа и др.
Рацион питания детей по качественному и количественному составу формируется для
групп детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Организация питания осуществляется по примерному 10 – ти дневному рациону
питания (меню), что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам и
углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы медицинским
работником и соответствующей записи в бракеражном журнале.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы.
Дети с ОВЗ и инвалиды осуществляют прием пищи в групповых комнатах и в
соответствии с 10-дневным меню наравне с другими детьми ДОУ.
Организация питания постоянно находится под контролем администрации.
Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:
• Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка
• Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ
• Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность
рациона
• Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на
сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества
блюд
• Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры
приема пищи
Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока
осуществляется медицинскими работниками ДОУ. Общее санитарно-гигиеническое
состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям Роспотребнадзора:
питьевой, световой и воздушный режимы соответствуют нормам. Пищеблок детского
сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием.
В случае медицинский показаний по заявлению родителей воспитаннику
предоставляется индивидуальное питание.
О специальных
условиях охраны здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников с ОВЗ осуществляется
на основании договора на оказание услуг по медицинскому обслуживанию
воспитанников между МБДОУ детский сад №26 и ГАУЗ СО "Горноуральская
районная поликлиника"в целях создания необходимых условий,
направленных на медицинское обслуживание детей ДОУ и обеспечивающих охрану их
жизни и здоровья. Медицинское обслуживание, предусмотренное договором,
оказывается на безвозмездной основе. ДОУ предоставляет помещение с необходимым
оборудованием в соответствии с действующими санитарными правилами и
нормативами.
В соответствии с договором и на основании ч.4 ст.41 ФЗ от
29.12.12г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ обязуется
обеспечивать:
- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и
оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны жизни и
здоровья граждан в РФ;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов
-осуществлять контроль за соблюдением
санитарно-гигиеническим требований к условиям воспитания в ДОУ
В целях своевременного выявления отклонений в здоровье
воспитанников в ДОУ проводится мониторинг состояния здоровья детей: ежемесячно
проводится анализ посещаемости и заболеваемости.
Исследование состояния здоровья
воспитанников является прерогативой медицинских работников, которые проводят:
- плановые профилактические мероприятия в соответствии с
утвержденным графиком;
- профилактический осмотр детей;
- педиатрический осмотр с оценкой состояния здоровья
детского коллектива;
- контроль режима и качество питания, соблюдение требований
санитарно-эпидемических правил и норм;
- работу по профилактике детского травматизма;
- медицинский контроль при организации оздоровительного и
образовательного процесса;
- санитарно-просветительскую работу по профилактике
инфекционных и паразитарных заболеваний, гигиеническому воспитанию,
формированию здорового образа жизни ребенка;
- разрабатывать индивидуальный план профилактических
и оздоровительных мероприятий воспитанников с учетом группы состояния здоровья,
медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов
профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей специалистов и
текущего наблюдения.
Для профилактики заболеваний и
оздоровления воспитанников с ОВЗ в ДОУ проводится следующая работа:
- соблюдение режимов: температурного, светового, питьевого,
проветривания, двигательного
- профилактика гриппа и вирусных инфекцией по сезонам
- профилактические прививки.
В Учреждении имеются музыкально-спортивный зал,
спортивная площадка на улице, с необходимым оборудованием для организации
занятий по физической культуре. С воспитанниками
организуетсяорганизованная образовательная деятельностьпо
физической культуре 3 раза в неделю (со старшего возраста 2 занятия в
помещении, 1 занятие – на свежем воздухе). Задачи и содержание образовательной
деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу
Учреждения.
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13
разрабатывается:
-режим
днявоспитанников комбинированной группыв ДОУ, с обязательным учетом
возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок,
дневного сна.
- составляется расписание занятий для детей комбинированной
группы.
Укрепление
здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на
физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся:
-закаливание,
-утренняя гимнастика,
- подвижные и малоподвижные игры,
- гимнастика пробуждения после сна,
- гигиенические процедуры,
-организация подвижных игр в течение дня, спортивных и музыкальных
праздников и развлечений,
- во время занятий проводятся физкультминутки и динамические паузы.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ.
На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности
детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Оптимальная нагрузка организованной образовательной деятельности,
совместной деятельности педагогических работников с детьми определяется учебным
планом, календарным учебным графиком.
В ДОУ
воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются по
Адаптированной образовательной программе и индивидуальным образовательным
маршрутам.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования п.3.1 сформулировал требования к
условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования. Важнейшим из них является создание образовательной
среды, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического
здоровья воспитанников и обеспечение их эмоционального
благополучия»
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в ДОУ созданы условия для обучения лиц с ОВЗ,
для осуществления индивидуального подхода к обучению в детском саду работают:
педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре,
медицинская сестра. Созданы психолого-педагогические и материально технические
условия для комфортного обучения.
С целью реализации программы «Доступная среда» в ДОУ в
настоящее время проводится анализ условий для охраны здоровья и успешного
продвижения в образовательном пространстве детей инвалидов и воспитанников с
ОВЗ.
В ДОУ систематически проводятся наблюдения за состоянием здоровья
воспитанников, результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов
детей с ОВЗ, беседы с родителями.
Оборудованные учебные кабинеты
Групповые комнаты.В детском саду постоянно поддерживаются все условиядля оптимально – результативной организации образовательного процесса.
Помещения групп детского сада полностью оборудованы мебелью,соответствующей по параметрам возрасту воспитанников,разнообразными игровыми и развивающими центрами.
Созданная с учетом возрастных особенностей детейи современными требованиями, развивающая пердеметно - пространственная средав группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника в целом.
Созданы игровые центры для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются центры изодеятельностии театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей.
Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для физического, эстетического и экологического воспитания.
Приемные имеют информационные стенды для родителей,постоянно действующие выставки детского творчества.
Одним из важнейших условий коррекционного развития детей дошкольного возраста является создание развивающей предметно - пространственной среды в учреждении,
которое развивает физически и умственно.
РППС оформлена в соответствии с возрастными,индивидуальными особенностями детей.
Педагоги постоянно пополняют, периодически меняют элементы РППС с учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей.
Дети имеют свободу выбора вида деятельности и удобного расположения в пространстве помещения по интересам.
Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда оборудованы:
техническими средствами обучения: мультимедийный интерактивный развивающий программно-аппаратный комплекс «SmartBoard»;
коррекционным оборудованием: массажные мячи, массажные дорожки; сухой бассейн, песочные световые столы, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МБДОУ.
В МБДОУ функционирует 1 группа комбинированной направленности для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В группе реализуется «Адаптированная основная образовательная программа». На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада.
Объекты для проведения практических занятий
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения
воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами,
играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые
подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено
детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для
воспитанников МБДОУ в соответствии с их возрастными особенностями.
Библиотека
В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.
Объекты спорта
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В МБДОУ № 26 имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги.
Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы) используется оборудование и инвентарь соответствующее правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На улице оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей группы комбинированной направленности. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
Средства обучения и воспитания
В МБДОУ имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ: интерактивные комплексы, песочные столы, проекторы, звукоусиливающая аппаратура, слуховые аппараты
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ создано единое информационное пространство,
оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует
официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам,
на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Локальная сеть состоит из кабельной сети и Wi-Fi.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Педагоги МБДОУ № 26 активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Центральный вход оборудовандомофоном, кнопкой вызова персонала, для сопровождения инвалида.
Конструктивные особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъемников. Имеется переносной пандус.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для
закрепления инвалидных колясок в образовательной
организации отсутствуют. Внутри помещения имеются поручни,ходунки для инвалидов, сменные инвалидные коляски.
При необходимости для обеспечения доступа в здание
образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ возможно предоставление
сопровождающего лица.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ имеются в наличии специальные
технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования
инвалидов и лиц с ОВЗ: слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура, проекторы, интерактивные комплексы, песочные столы, робототехнические наборы "Лего".