Приложение №2 к Приказу №48-Д от 11.12.2024 "Методические рекомендации по содержанию патриотических уголков..."

Патриотическое воспитание является ключевым компонентом
воспитания в целом, основным принципом государственной политики сфере
образования.
В №273- ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ №489-ФЗ «О молодежной
политике в РФ» от 30.12.2020 устанавливаются обязательства
образовательной организации по осуществлению воспитательной работы, в
том числе формирование основ гражданственности, патриотизма,
нравственности, и исторического просвещения. В концептуальных
документах определены основные направления патриотического воспитания:
- духовно – нравственное. Система мер, направленная наформирование и
развитие у человека духовно-нравственных ценностей и качеств, основанных
на традиционной для России и ее народов культуре и определяющих его
отношение к Родине, обществу, коллективу, людям, семье, к труду, своим
обязанностям и к самому себе, таких как чувство долга, справедливости,
патриотизм,
честность,
верность,
порядочность,
отзывчивость,
толерантность, ответственность, готовность к самоотдаче и помощи
нуждающимся;
- историко-культурное. Системная деятельность по популяризации
отечественной истории и культуры, углублению знаний об истории
российской государственности и ее переломных моментах, исторических и
культурных вехах, ратных подвигах, научных, культурных, экономических,
спортивных и иных свершениях российского народа, народных традициях и
обычаях, историческом опыте и необходимости его учета в настоящем,
памятниках истории и культуры, шедеврах культурного наследия;
воспитанию любви и благодарности к предкам, таланту российского народа и
его созидательному труду, чувства гордости за российские достижения и
стремления продолжать славную историю России;
- гражданско-патриотическое . Процесс целенаправленного формирования
личности, обладающей высокой гражданской культурой, которая осознает
свои гражданские права и обязанности, разделяет ответственность за
происходящее в стране и обществе, демонстрирует гражданскую и
социальную активность, участвует в решении местных вопросов и
национальных задач, системно исполняет гражданский долг, добросовестно
трудится на благо Отечества, знает и почитает законы, нормы и правила
человеческого общежития, государственные символы, уважает государство,
принимает и разделяет его решения;
- военно-патриотическое . Многоплановая систематическая деятельность,
направленная на формирование физической и моральной готовности граждан
к военной службе и защите Отечества, развитие необходимых качеств и
навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации, других силовых ведомств и органов государственной
безопасности, популяризацию военной службы, продвижение высоких
идеалов и примеров воинского служения Родине.
Грани патриотизма созвучны национальным проектам: «Образование»,

«Культура», «Наука и университеты», «Экология», «Демография» и
федеральным проектам: «Спорт – норма жизни», «Социальная активность»,
что свидетельствует о высокой актуальности выбранных областей в жизни
каждого россиянина.
Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО развивающая предметно –
пространственная среда в ДОУ рассматривается как часть образовательной
среды и фактор, обогащающий развитие детей.
Одно из основных требований к среде, которые непосредственно
относятся к компетенции воспитателя – педагогического работника, который
создает РППС для конкретных детей – это соответствие образовательной
программе, т.е. моделирование тех элементов среды, которые позволят
достигать реализации образовательных задач.
Предметно – пространственная среда организуется по принципу
небольших и полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать
скученности детей и способствовать играм подгруппами 3 – 5 человек.
При создании материально – технических условий важно учитывать
возрастные психо – физиологические особенности детей группы, поэтому в
предлагаемых методических рекомендациях перечень модулей (блоков) и их
содержательного наполнения является примерным и может использоваться
как ориентир при создании патриотического центра в группе.
Патриотический уголок в группах раннего возраста (1-3 года)
Содержание образовательной деятельности по ФОП ДО:
1-2 года. Педагог в беседе и различных формах совместной
деятельности формирует элементарные представления ребёнка о себе, своем
имени, внешнем виде, половой принадлежности (мальчик, девочка) по
внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем
предметном окружении.
Педагог создает условия для получения ребёнком первичного опыта
социального взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя;
здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; выполнять
просьбу педагога).
2-3 года. Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с
изображением семьи: детей, родителей (законных представителей).
Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их,
рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.
Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей
группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы,
назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве группы.
Модуль 1. «Народная культура». Народные деревянные игрушки –
матрешки, неваляшки, Богородская игрушка, Туринская игрушка;
Тряпичные куклы – мотанки.

Сундучок с тряпичной утварью (покрывала, подушки, рушники и пр.) с
традиционными народными орнаментами.
Лэпбук/ бизиборд/ тактильная книга «Матрешка».
Картотека (альбом с иллюстрациями) с пестушками, потешками.
Музыкальные инструменты: колокольчик, дудочка.
Театральные наборы: би-ба-бо, пальчиковый и пр., маски или манишки
по содержанию русских народных сказок
Модуль 2 «Семья и семейные ценности». Семейный альбом.
Изображения людей разного возраста (дети, взрослые, пожилые).
Набор кукол «Семья».
Сюжетные картинки «Семейные праздники», «Сезонный труд»,
«Домашние дела».
Картотека стихов, артикуляционных и пальчиковых гимнастик о семье
и её членах.
Патриотический уголок в группе младшего дошкольного возраста
(3-4 года)
Содержание образовательной деятельности по ФОП ДО:
Педагог обогащает представления детей о малой родине: регулярно
напоминает название населенного пункта, в котором они живут; знакомит с
близлежащим окружением ДОО (зданиями, природными объектами),
доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их
любимые места времяпрепровождения в населенном пункте. Демонстрирует
эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается
природными явлениями.
Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в
различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы
в играх, разворачивает сюжет и так далее).
Модуль 1. «Народная культура». Народные деревянные игрушки –
матрешки, неваляшки, Богородская игрушка, Туринская игрушка;
тряпичные куклы – мотанки, зерновушки.
Керамические игрушки – Дымковская, филимоновская.
Куклы в народных костюмах.
Сундучок с тряпичной утварью (покрывала, подушки, рушники и пр.) с
традиционными народными орнаментами.
Лэпбук/ бизиборд/ тактильная книга «Матрешка».
Альбомы с иллюстрациями или книги с произведениями народного
фольклора, русских народных сказок, стишков и потешек.
Народные музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, свистухи,
трещетки и пр.)
Подборка аудиозаписей с народными песнями, попевками.

Атрибуты для театрализованных игр (кукольного, настольного,
пальчикового театра и театра на фланелеграфе) по содержанию русских
народных сказок.
Модуль 2. «Семья и семейные ценности». Семейный альбом.
Изображения людей разного возраста (дети, взрослые, пожилые).
Набор кукол «Семья».
Сюжетные картинки: «Семейные праздники», «Сезонный труд»,
«Домашние дела».
Картотека стихов, артикуляционных и пальчиковых гимнастик о семье
и её членах.
Детская художественная литература, отражающая отношения между
членами семьи.
Изображения или фото домов, в которых живут дети.
Модуль 3. «Малая Родина». Фотографии родного населенного
пункта, детского сада, достопримечательностей, природных объектов;
Сувенирная продукция, детские поделки по данной тематике.
Мнемотаблицы «Правила поведения» в различных местах
населенного пункта.
Лэпбук/ бизиборд/ тактильная книга «Домашние животные»
Модуль 4. «Родной край». Фотографии, изображения природы и
богатств родного края.
Динамические (игровые) макеты или модели экосистем края - Дерево
по сезонам.
Лэпбук/ бизиборд/ тактильная книга «Дикие животные родного края»

Патриотический уголок в группе среднего дошкольного возраста
(4-5 года)
Содержание образовательной деятельности по ФОП ДО:
Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России.
Продолжает знакомить с государственной символикой Российской
Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное
отношение к символам страны.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День
защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием
праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет,
посвященными празднику.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с
основными достопримечательностями населенного пункта, развивает
интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями);
знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает
эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает
условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных

видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх,
разворачивает сюжет и так далее).
Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям,
устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
Модуль 1. «Народная культура». Народные игрушки – деревянные,
тряпичные, керамические.
Репродукции картин русских художников – пейзажистов,
иллюстраторов.
Куклы в народных костюмах.
Сундучок с тряпичной утварью (покрывала, подушки, рушники и пр.) с
традиционными народными орнаментами.
Уголок ряжения (ширма или штанга с народными костюмами и
атрибутами).
Макеты горницы (русской избы), деревни.
Календарь народных праздников.
Альбомы с иллюстрациями или книги с произведениями народного
фольклора, русских народных сказок,
Народные музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, свистухи,
трещотки и пр.)
Подборка аудиозаписей с народными песнями, попевками.
Атрибуты для театрализованных игр (кукольного, настольного,
пальчикового театра и театра на фланелеграфе) по содержанию народных
сказок.
Модуль 2. «Семья и семейные ценности». Семейный альбом.
Альбом сюжетных картинок «Профессии в моей семье», «Традиции
моей семьи», «Семейные праздники» и раскраски на эти темы
Изображения людей разного пола и возраста (дети, взрослые,
пожилые).
Набор кукол «Семья».
Изображения или фото домов, в которых живут дети.
Генеалогические деревья воспитанников группы.
Модуль 3. «Малая Родина». Фотографии родного населенного
пункта, детского сада, достопримечательностей, природных объектов;
Сувенирная продукция, детские поделки по данной тематике.
Мнемотаблицы «Правила поведения» в различных местах населенного
пункта, «Рассказ о доме, в котором я живу»
Карта
населенного
пункта
с
названиями
улиц
и
достопримечательностями
Модуль 4. «Родной край». Фотографии, изображения природы и
богатств родного края.
Динамические (игровые) макеты или модели экосистем края, ширмы
по временам года
Календарь памятных дат, которые отмечаются в населенном пункте
или регионе.

Лэпбук/ бизиборд/ тактильная книга «Животные родного края»,
«Растительный мир родного края»
Модуль 5. «Государство». Государственные символы: герб, флаг.
Пазлы «Неофициальные символы»
Календарь государственных праздников
Патриотический уголок в группе старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
Содержание образовательной деятельности по ФОП ДО:
Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине России. Расширяет представления о государственных символах России гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для
детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия - большая
многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных
национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных
национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни,
традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности
детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и
обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День
России, День народного единства, День Государственного флага Российской
Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День
защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и
космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями
празднования, памятными местами в населенном пункте, посвященными
празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества.
Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев
Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает
любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно
так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных
объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и
памятников населенного пункта, развивает умения откликаться на
проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает
проявления у детей первичной социальной активности: желание принять
участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями
военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции
и прочее).
Модуль 1. «Народная культура». Народные игрушки – деревянные,
тряпичные, керамические.
Куклы в народных костюмах.

Сундучок с тряпичной утварью (покрывала, подушки, рушники и пр.) с
традиционными народными орнаментами.
Уголок ряжения (ширма или штанга с народными костюмами и
атрибутами).
Макеты горницы (русской избы), деревни.
Календарь народных праздников.
Альбомы с иллюстрациями или книги с произведениями народного
фольклора, русских народных сказок,
Народные музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, свистухи,
трещотки и пр.)
Подборка аудиозаписей с народными песнями, плясовыми.
Атрибуты для театрализованных игр (кукольного, настольного,
пальчикового театра и театра на фланелеграфе) по содержанию народных
сказок.
Дидактические игры
Подборка мультипликационных фильмов по сюжетам сказок, о
природе России и пр., по рекомендациям ФОП ДО.
Модуль 2. «Семья и семейные ценности». Семейный альбом.
Альбом сюжетных картинок «Профессии в моей семье», «Традиции
моей семьи», «Семейные праздники» и раскраски на эти темы
Изображения людей разного пола и возраста (дети, взрослые,
пожилые).
Набор кукол «Семья».
Изображения или фото домов, в которых живут дети.
Генеалогические деревья воспитанников группы.
Модуль 3. «Малая Родина». Фотографии родного населенного
пункта, детского сада, достопримечательностей, природных объектов;
Сувенирная продукция, детские поделки по данной тематике.
Мнемотаблицы «Правила поведения» в различных местах населенного
пункта, «Рассказ о доме, в котором я живу»
Карта
населенного
пункта
с
названиями
улиц
и
достопримечательностями
Модуль 4. «Родной край». Фотографии, изображения природы и
богатств родного края.
Динамические (игровые) макеты или модели экосистем края, ширмы
по временам года
Календарь памятных дат, которые отмечаются в населенном пункте
или регионе.
Лэпбук/ бизиборд/ тактильная книга «Животные родного края»,
«Растительный мир родного края», «Традиционные профессии родного
края»
Физическая карта региона
Предметы народных промыслов региона
Модуль 5. «Государство». Государственные символы: герб, флаг,
аудиозапись гимна.

Политическая карта РФ
Пазлы «Неофициальные символы»
Панно «Права ребенка»
Календарь государственных праздников
Модуль 6 «Историческое просвещение»
Пособия «Путешествие по карте», «Путешествие по реке времени»,
«Потрет героя Отечества» (люди, служившие во славу страны, региона,
населенного пункта), Мини – музей со сменными экспозициями
Патриотический уголок в подготовительной к школе группе
(6-7 лет)
Содержание образовательной деятельности по ФОП ДО:
Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства,
уважительное отношение к нашей Родине - России. Знакомит детей с
признаками и характеристиками государства с учётом возрастных
особенностей восприятия ими информации (территория государства и его
границы, столица и так далее). Рассказывает, что Россия - самая большая
страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о
столице России - Москве и об административном центре федерального
округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными
положениями порядка использования государственной символики (бережно
хранить, вставать во время исполнения гимна страны).
Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут
люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям
разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства
в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и
значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке
родителей (законных представителей) включиться в социальные акции,
волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте.
Расширяет представления детей о государственных праздниках: День
России, День народного единства, День Государственного флага Российской
Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День
защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и
космонавтики. Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады; Международный день родного языка,
День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской
Федерации. Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью
населенного пункта, - День рождения города, празднование военных
триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых
горожан. Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране,

воспитывает чувство гордости за её достижения. Воспитывает уважение к
защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Развивает интерес детей к населенному пункту, в котором живут,
переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями,
событиям прошлого и настоящего. Способствует проявлению активной
деятельностной
позиции
детей:
непосредственное
познание
достопримечательностей родного населенного пункта на прогулках и
экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой
представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Учит детей
действовать с картой, создавать коллажи и макеты локаций, использовать
макеты в различных видах деятельности. Знакомит детей с жизнью и
творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со
спецификой родного населенного пункта.
Модуль 1. «Народная культура». Предметы народных промыслов.
Трафареты и алгоритмы рисования по орнаментам народных
промыслов;
Репродукции картин художников
Раскраски по промыслам
Куклы в народных костюмах. Дидактические игры «Одень куклу в
национальный костюм», «Логическая цепочка: Национальный костюм, еда,
жилище, праздник» и пр.
Уголок ряжения (ширма или штанга с народными костюмами и
атрибутами).
Макеты горницы (русской избы), деревни.
Календарь народных праздников.
Альбомы с иллюстрациями или книги с произведениями народного
фольклора, русских народных сказок,
Народные музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, свистухи,
трещотки и пр.)
Подборка аудиозаписей с народными песнями, плясовыми
Атрибуты для театрализованных игр (кукольного, настольного,
пальчикового театра и театра на фланелеграфе) по содержанию народных
сказок.
Дидактические игры
Подборка мультипликационных фильмов по сюжетам сказок, о
природе России и пр., по рекомендациям ФОП ДО.
Модуль 2. «Семья и семейные ценности». Семейный альбом.
Альбом сюжетных картинок «Профессии в моей семье», «Традиции
моей семьи», «Семейные праздники» и раскраски на эти темы
Изображения людей разного пола и возраста (дети, взрослые,
пожилые).
Набор кукол «Семья».
Изображения или фото домов, в которых живут дети.

Генеалогические деревья воспитанников группы.
Модуль 3. «Малая Родина». Фотографии родного населенного
пункта, детского сада, достопримечательностей, природных объектов;
Сувенирная продукция, детские поделки по данной тематике.
Мнемотаблицы «Правила поведения» в различных местах населенного
пункта, «Рассказ о доме, в котором я живу»
Карта
населенного
пункта
с
названиями
улиц
и
достопримечательностями.
Модуль 4. «Родной край». Фотографии, изображения природы и
богатств родного края.
Динамические (игровые) макеты или модели экосистем края, ширмы
по временам года
Календарь памятных дат, которые отмечаются в населенном пункте
или регионе.
Лэпбук/ бизиборд/ тактильная книга «Животные родного края»,
«Растительный мир родного края», «Традиционные профессии родного
края»
Физическая карта региона
Предметы народных промыслов региона
Дидактические игры: мемо «Достопримечательности края», разрезные
картинки, бродили и пр.
Модуль 5. «Государство». Государственные символы: герб, флаг,
аудиозапись гимна., портрет президента РФ
Политическая карта РФ. Глобус
Альбом «Столица нашей Родины»
Пособия «Путешествие по карте. Сказочная карта России»,
«Путешествие по реке времени»…
Пазлы, игрушки, модели «Неофициальные символы России»
Календарь государственных праздников
Панно «Права ребенка», «Мои обязанности»
Дидактические игры
Модуль 6 «Историческое просвещение» Пособия: «Путешествие по
карте»,
«Путешествие по реке времени»,
«Потрет героя Отечества» (люди, служившие во славу страны,
региона, населенного пункта),
Мини – музей со сменными экспозициями;
Фотоотчеты о волонтерстве, участия в акциях, туристических походах
и т.д.
Выставочная зона «Результаты проектов» о Родине, коллажи и макеты
известных локаций.

Над методическими рекомендациями работали:
«Патриотический уголок в раннем и младшем дошкольном возрасте» Максимченко А.В., Шпакова Н.В., Рыжкова А.Г., Басариева Н.П.;
«Патриотический центр в старшем дошкольном возрасте» - Ваткина Е.В.,
Сащенко Н.С., Лапина Е.Г., Кропачева О.А.;
«Центр патриотического воспитания в подготовительной к школе группе» Горева Н.В., Кузьмина Р.В., Пузырева Е.С.;
Под редакцией Черемисиной Л.П.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».