2. Регламентирование образовательной деятельности
Учебный план.
Основные задачи учебного планирования:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки
2. Реализация ФГОС ДО и ФОП ДО
Образовательная деятельность организуется по ООП МБДОУ детский сад №26,
состоящей из двух частей: инвариантной, соответствующей ФОП ДО и
составляющей не менее 60% и вариативной (формируемой участниками
образовательных отношений), которая составляет не более 40%. Обе части
взаимодополняют друг друга и направлены на разностороннее развитие ребенка дошкольника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно – нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально – культурных традиций. Содержание образования реализуется в ходе
детских видов деятельности, организуемых в рамках образовательных областей.
Образовательная область
Детская деятельность
Социально- в сфере социальных отношений,
коммуникативное развитие
- в области формирования основ гражданственности
и патриотизма,
- в сфере трудового воспитания,
- в области формирования основ безопасного
поведения
Познавательное развитие
- сенсорные эталоны и познавательные действия,
- математические представления,
- окружающий мир,
- природа
Речевое развитие
- формирование словаря,
- звуковая культура речи,
- грамматический строй речи,
- связная речь,
- подготовка к обучению грамоте,
- интерес к художественной литературе
Художественно
– - приобщение к искусству,
эстетическое развитие
- изобразительная деятельность,
- конструктивная деятельность,
- музыкальная деятельность,
- театрализованная деятельность,
- культурно – досуговая деятельность
Физическое развитие
- основная гимнастика,
- подвижные игры,
- спортивные упражнения,
- формирование основ здорового образа жизни,
- активный отдых
Коррекционно – развивающая работа не входит в учебный план, так как
проводится по индивидуальному плану, объем нагрузки и состав групп
определяется по потребности.
Реализация ООП ДОУ осуществляется в течение всего периода пребывания
ребенка в детском саду в ходе совместной деятельности взрослых (педагога,
родителей, социальных партнеров) и детей, самостоятельной деятельности детей, в
режимных моментах. Интеграция образовательных областей и детских видов
деятельности, отсутствие строгой регламентированности образовательного
процесса – являются отличительной особенностью дошкольного образования,
позволяющей соблюдать требования ФГОС ДО к организации дошкольного
образования. В МБДОУ детский сад №26 Образовательная деятельность
организуется в соответствии с принципом интеграции образовательных областей и
детских видов деятельности.
Возможные варианты интеграции содержания образовательных областей
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО
– ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНО –
КОММУНИКАТИВН
ОЕ РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Сенсорные
эталоны и
познавательные
действия
Математические
представления
Конструктивная
деятельность
Сенсорные
эталоны и
познавательные
действия
Природа
Окружающий мир
Сенсорные
эталоны и
познавательны
е действия
Природа
Природа
Приобщение к
искусству
Изо –
деятельность
Музыкальная
деятельность
Театрализованная
деятельность
Театрализованная
деятельность
Трудовое
воспитание
Трудовое
воспитание
Социальные
отношения
Гражданственност
ь и патриотизм
Гражданственнос
ть и патриотизм
Формирование
словаря
Грамматический
строй речи
Звуковая культура
речи
Формирование
словаря
Подвижные игры
Основная
гимнастика
Интерес к ДХЛ
Основная
гимнастика
Активный отдых
Конструктивная
деятельность
Приобщение к
искусству
Изо –
деятельность
Музыкальная
деятельность
Культурно –
досуговая
деятельность
Трудовое
воспитание
Гражданственност Гражданственн
ь и патриотизм
ость и
патриотизм
Формирование
Формирование
словаря
словаря
Грамматически
й строй речи
Связная речь
Интерес к ДХЛ
Подвижные игры
Формирование
основ ЗОЖ
Активный отдых
Основная
гимнастика
Подготовка к
обучению
грамоте
Основная
гимнастика
Формирование
основ ЗОЖ
Активный
отдых
Подвижные
игры
Окружающий
мир
Культурно –
досуговая
деятельность
Формировани
е основ
безопасного
поведения
Социальные
отношения
Формировани
е словаря
Формировани
е основ ЗОЖ
Активный
отдых
Основная
гимнастика
Спортивные
упражнения
Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и
предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми
задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в
утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм
жизни ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени,
включает:
игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами
(сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и
другие);
беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том
числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций;
практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурногигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и другие);
наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;
трудовые поручения и дежурства (сервировка стола к приему пищи, уход за
комнатными растениями и другое);
индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных
образовательных областей;
продуктивную деятельность детей по интересам детей (рисование,
конструирование, лепка и другое);
оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия,
двигательную деятельность (подвижные игры, гимнастика и другое).
Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено
время для проведения занятий.
Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям,
развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или
нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием
разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам
самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с
экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно
может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий,
проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих
содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов
и так далее. В рамках отведенного времени педагог может организовывать
образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их
образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс
сотворчества, содействия, сопереживания.
При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при
проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов.
Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов,
суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста
определяются СанПиН 1.2.3685-21:
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки,
включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей
дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни)
- 2 часа 30 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 3 часа 20 мин., в
старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной
(дети седьмого года жизни) - 7 часов 30 минут.
Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин
фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и
педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может
выбирать самостоятельно.
Групповые (фронтальные) регламентированные занятия проводятся
специалистами ДОУ – музыкальным руководителем и инструктором по
физической культуре в соответствии с расписанием занятий:
понедельник
вре группа
мя
Музыкальное развитие
вторник
среда
четверг
вре группа вре группа вре группа
мя
мя
мя
Ранний
9.00 Младшая
возраст №2 группа
9.15 №11
Ранний
9.25 Средняя
возраст №5 группа
9.45 №10
Разновозра 10.1 Подготови
стная №7
0тельная к
10.4 школе
0
группа
№12
10.0 Старшая
5группа №6
10.3
0
8.50
9.00
9.10
9.20
9.30
9.55
Ранний
9.00 Младшая
возраст №2 группа
9.15 №11
Ранний
9.25 Средняя
возраст №5 группа
9.45 №10
Разновозра 10.1 Подготови
стная №7
0тельная к
10.4 школе
0
группа
№12
10.0 Старшая
5группа №6
10.3
0
8.50
9.00
9.10
9.20
9.30
9.55
пятница
вре гру
мя ппа
Методичес
кая работа
Физическое развитие
9.00
9.15
9.25
9.45
Младшая
группа
№11
Средняя
группа
№10
9.55
10.2
5
Подготови
тельная у
школе
группа
№12
9.00 Старшая
группа №6
9.25
9.40 Разновозра
стная
10.1 группа №7
5
Улица
9.00
9.15
9.25
9.45
Младшая
группа
№11
Средняя
группа
№10
9.55
10.2
5
Подготови
тельная у
школе
группа
№12
9.00 Разновозра
стная
9.25 группа №7
9.40 Старшая
группа №6
10.1
5
Улица
Методичес
кая работа
Улица
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки,
включает:
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление
разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию
режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным
материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО;
- свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
- проведение спортивных праздников (при необходимости).
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня включает:
- элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт
книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушексамоделок для игр малышей);
- проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный,
настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные,
музыкальные и литературные досуги и другое);
- игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами
(сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и
другие);
опыты
и
эксперименты,
практико-ориентированные
проекты,
коллекционирование и другое;
- чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших
образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так
далее;
- слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические
движения, музыкальные игры и импровизации;
- организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного
искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных
художников и другого;
- индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным
областям;
- работу с родителями (законными представителями).
Для организации самостоятельной деятельности детей в группе созданы различные
центры активности. Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный
выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Педагог может направлять и
поддерживать свободную самостоятельную деятельность детей (создавать
проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживать познавательные
интересы детей, изменять предметно-развивающую среду и другое).
Во вторую половину дня организуются культурные практики. Они
расширяют социальные и практические компоненты содержания образования,
способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со
взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит
в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и
творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности,
обеспечивают их продуктивность.